Здравствуйте!
Вопрос: "28 ноября текушего года нашей организацией была подведена итоги государственных закупок способом запроса ценовых предложении. Соответственно с нашей стороны была составлен электронный договор, но перед тем чтобы направить поставщику договор на согласования проверили по ИИНу поставщика на признак плательщика НДС. Где соответственно была информация об отсутствии ИП как плательщик НДС. Далее, направляем договор на согласование поставщику, где ИП 30.11.2016 согласовыват договор. После 01.12.2016 года руководитель утверждает, подписывает и направляет договор на подпись поставщику. Договор заключили 02.12.2016 года, то есть поставщик потписал договор 02.12.2016. Теперь ждем поставку товара. В один прекрасный день 10.12.2016 данный поставщик направляет письмо о том что они с 01.12.2016 года являются плательщиком НДС. То есть они узнают об этом 05.12.2016г. Теперь требует заключить дополнительное соглашение.....
Что можете пояснить по токому вопросу, заранее спосибо!!!
На веб-портале имеется функция (не предусмотренная законом «О ГЗ») – это заключение дополнительного соглашения без изменения пункта плана по основанию «Изменение суммы договора, связанной с постановкой на учет/снятием с учета по НДС поставщика».
Должен ли заказчик доплачивать НДС, если в момент заключения договора поставщик не был плательщиком НДС?
Исходя из правил бухгалтерского учета – должен. Однако, учитывая нормы законодательства о государственных закупках – не должен.
Пользуясь новой функцией портала, а также шаблоном дополнительного соглашения, который не утвержден Правилами осуществления государственных закупок, заказчики заключают дополнительные соглашения на увеличение суммы договора в связи с постановкой на учет по НДС. В инструкции портала сказано следующее: «Частичное обложение НДС. Данным функционалом необходимо воспользоваться, если НДС облагается не вся сумма по предмету договора, а некоторая часть. В этом случае происходит пересчет сумм договора.»
Однако, такое дополнительное соглашение незаконно по следующим основаниям:
При таких обстоятельствах, заказчик не имеет права заключать дополнительное соглашение на частичную сумму НДС.
Безусловно, необходимо учитывать и законные интересы поставщика. Так, в соответствии с п.1 оборот по реализации товаров и услуг подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 12 процентов. То есть, если поставщик становится плательщиком НДС, то он обязан оплачивать этот налог. Неуплата этого налога влечет серьезные негативные последствия для поставщика.
Из–за того, что в Законе РК «О Государственных закупках» не предусмотрены случаи увеличения суммы договора за счет НДС в период действия договора; согласно Гражданского и Предпринимательского кодексов предприниматели осуществляют свою деятельность за собственный риск, а Порталом предусмотрено изменение действующего договора на сумму частичного НДС, возникло противоречие. Очевидно, что функция заключения дополнительного соглашения на часть НДС на Портале возникла в результате применения разработчиками «обычая делового оборота», то есть по принципу «все так делают». Однако система государственных закупок существует в строго регламентированном правовом поле, и каждое возможное действие на Портале должно быть законодательно обоснованным. И если для гражданско-правовых сделок вне сферы гос.закупок заключение таких дополнительных соглашений допустимо, то для сферы государственных закупок – нет.
Важно: Если заказчик доплатит НДС, то интересы поставщика будут защищены, но в отношении заказчика может последовать наказание от органов финансового контроля и прокуратуры за неправомерное увеличение суммы договора и нарушение законодательства о государственных закупках. Если не заключить дополнительное соглашение, то пострадает поставщик от налоговых органов, либо он должен будет восстанавливать НДС по этому договору из собственных средств.