Как закупать Интернет?

Как закупать Интернет?

В последнее время камеральным контролем отменяются закупки интернета, объявленных  способом запроса ценовых предложений.

Мотивируют такое решение тем, что «Согласно требованиям п.4 ст.37 Закона РК

"О государственных закупках" (далее- Закон) - Не допускается осуществление

государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Согласно разъяснения РГУ "Комитет государственного контроля в области связи, информатизации и средств массовой информации" - "Услуги доступа к сети Интернет следует относить к услугам связи, при этом, согласно п.1 ст.16-1 Закона РК "О связи" от 05 июля 2004 года №567, оператор связи с момента начала деятельности по оказанию услуг доступа к сети Интернет обязан направить уведомление в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа". Таким образом,  согласно требованиям п.2 ст.13 Закона, - Заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с настоящим Законом. Однако, организатором, в нарушение вышеуказанных требований Закона, неверно выбран способ закупки, поскольку закупаемые услуги требует направления уведомления согласно Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК «О разрешениях и уведомлениях». Допущенные нарушения влияют на итоги данных закупок

 

Полагаю, что данное утверждение ошибочное по следующим основаниям:

Во-первых, в этом  утверждении нет ссылки на нормативный акт, но есть ссылка на разъяснение уполномоченного органа в области связи о том, что "Услуги доступа к сети Интернет следует относить к услугам связи».  Это разъяснение  стало решающем в определении, что интернет – это услуга связи, а значит к поставщикам услуги интернет (провайдерам) необходимо предъявить  квалификационные требования в соответствии с законом РК «О разрешениях и уведомлениях», а значит,  такую закупку необходимо  проводить способом конкурса.

Необходимо обратить внимание на то факт, что такой документ, как «Разъяснение уполномоченного  органа»  не относится к нормам права. В соответствии с Законом РК «О нормативных правовых актах», «разъяснения» не относятся к нормам права, так как  не могут  устанавливать правовые нормы, изменять, прекращать или приостанавливать их действие, а значит ссылаться на это разъяснение – неправомерно.

Кроме того, в самом разъяснении допущено грубейшее нарушение при цитировании нормы статьи – текст искажен. В законе  «О связи» сказано «Оператор связи с момента начала деятельности по оказанию услуг связи обязан направить уведомление в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа», а в уведомлении камерального контроля написано «оператор связи с момента начала деятельности по оказанию услуг доступа к сети Интернет обязан направить уведомление в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа».

Такое вольное обращение с нормами права недопустимо. Аналогия в данном случае неприменима, так как в действующем законодательстве достаточно норм, на основании которых можно сделать законный вывод.

В  законе «О связи», определено, что связь –это  прием, сбор, обработка, накопление, передача (перевозка), доставка, распространение информации, почтовых и специальных отправлений, почтовых переводов денег. Интернет как источник не выполняет перечисленных функций, кроме распространения информации.

Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 21 установлены   квалификационные требования   для подтверждения  соответствия заявителя на осуществление  деятельности по предоставлению услуг связи. В этом перечне отсутствуют требования для провайдеров Интернет.

Согласно закона «О разрешениях и уведомлениях», услуги связи – это лицензируемый вид деятельности. Лицензия на предоставление услуг в области связи необходима для 1). Междугородной телефонной связи, 2)   Международной телефонной связи,  3) Спутниковой подвижной связи и 4) Сотовой связи (с указанием наименования стандарта). Согласно этого же закона, уведомительный порядок распространяется на услуги связи, при этом на услугу по предоставлению доступа к интернет уведомительный порядок не требуется.

Интернет,  как связь,  косвенно рассматривается в  пункте 16 статьи 2 закона «О связи»:   оказание услуг связи - деятельность операторов связи, заключающаяся в предоставлении пользователям услуг связи, приведенных в общем классификаторе продукции видов экономической деятельности.  В разделе «Связь» указан «Интернет», однако положения настоящего классификатора подлежат применению : а) в статистике для изучения продукции в ее функциональной взаимосвязи с видами экономической деятельности; б) для международных сопоставлений статистических данных по продукции; в) как основа для разработки национальной номенклатуры продукции (товаров и услуг); г) при проведении работ по сертификации и идентификации продукции; д) при разработке стандартов и нормативных документов по стандартизации.

Кроме того, если детально рассмотреть наименования, указанные в классификаторе, то очевидно, что упоминается  Интернет только в связи с оказанием этой услуги лицензированным  оператором связи, а не как самостоятельный вид связи:

  • Предоставление доступа в Интернет от оператора  кабельной инфраструктуры.
  • Предоставление доступа в Интернет от оператора инфраструктуры беспроводных телекоммуникационных систем.
  • Предоставление доступа в Интернет от оператора спутниковой инфраструктуры.
  • Предоставление доступа к Интернету и телефонной связи в общественных зданиях
  • Предоставление доступа к Интернету через сети установленные между клиентами и Интернет-провайдерами, независимыми и не находящимися под контролем других Интернет-провайдеров, таких как  провайдеры, предоставляющие доступ по телефонной линии и т.д.

В действующем законодательстве Республики Казахстан Интернет,  как объект права,  рассматривается  как товар (продается и покупается трафик), как техническое средство передачи информации по аналогии с иными средствами связи  (для определения общего кода   экономической деятельности (ОКЭД) при обработке статистических данных), и как средство массовой информации (для опубликования информации).

В  законе «О средствах массовой информации» есть определение, что  средство массовой информации – это периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы. Продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе.

Далее в этом законе регламентирована организация деятельности средств массовой информации. Так, в соответствии со статьей 5,  «Основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера является свидетельство о постановке на учет теле-, радиоканала, периодического печатного издания, информационного агентства и (или) сетевого издания.  Данные требования не распространяются на интернет-ресурсы.

Трафик для доступа в интернет покупается у провайдеров.

Провайдер интернета – это компания (организация), которая предоставляет всем желающим услугу доступа к интернету и другие связанные с этим услуги. Провайдеры бывают первичными, или магистральными – т.е. имеющими в собственности магистральные интернет-линии – а также вторичными, которые арендуют каналы связи у магистральных провайдеров.

Интернет – это глобальная коммуникационная сеть, охватывающая практически весь мир. Ее существование поддерживается магистральными каналами огромной пропускной мощности, проложенными, в том числе, и по дну океанов. Несколько первичных межконтинентальных провайдеров продают трафик национальным или региональным операторам, которые,  в свою очередь, предлагают канал местным провайдерам, которые непосредственно обслуживают абонентов интернета.

Взаимоотношения провайдеров разного уровня  регулируются международными и (или) национальными гражданско-правовыми договорами, к которым относятся договора по государственным закупкам Республики Казахстан. То есть, происходит купля-продажа трафика. Специального разрешения на покупку трафика Интернета, а затем на его продажу, либо порядок уведомления о  такой купле-продаже - законодательством не предусмотрен.

Таким образом, законодательством установлено, что Интернет, как средство передачи,  для лицензированных операторов связи,  учитывается при определении экономической деятельности при обработке статистических данных, а как источник информации – относится к средствам массовой информации, при этом доступ к услуге Интернет, как ресурсу – носителю информации не требует специального разрешения и не носит уведомительного характера.

На мой взгляд, проблема с определением способа закупки возникла из-за неверно выбранного предмета закупки.    Государственная закупка «услуги Интернет», по сути, является закупкой товара - трафика (можно привести аналогию с электроэнергией, которая также является товаром, а не услугой по предоставлению электроэнергии). При этом заказчик может закупать трафик без предоставления поставщиком  дополнительного оборудования, а использовать ранее установленное оборудование, тем самым, значительно экономя государственные средства.

Вывод: закупку Интернет допускается проводить способом запроса ценовых предложений. Однако, как способ закупки – конкурс все же придется использовать при определении поставщика доступа к Интернет и вот по каким причинам:

В соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса либо аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках», утвержденных приказом  Министра финансов Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 677,   Интернет является закупкой первой необходимости, поэтому заказчики имеют возможность пролонгировать предыдущий договор на срок до подведения итогов конкурса (не более, чем на  два месяца), при этом конкурс должен быть объявлен в первом месяце года. Если предыдущий поставщик письменно отказался от продления договора, то заказчик может в порядке пп.53 п.3 ст.39 закона «О государственных закупках», закупить Интернет из одного источника, при этом, также, должен объявить конкурс. Однако, даже при объявлении конкурса, заказчик не должен устанавливать квалификационные требования к потенциальным поставщикам, как к операторам связи.

 

 

 

Категория:

Комментарии

Не совсем понятно в конце,в выводе вы все равно говорите о конкурсе.Так нужен конкурс или нет?

Аватар пользователя Марина Бурковская

В этой статье говорится о том, что заказчик вправе выбирать способ - запрос ценовых предложений, однако,  Конкурс нужен, если вы продлеваетет договор или закупаетет из одного источника как услугу ежедневной (еженедельной) потребности, при этом, квалификационные требования не устанавливаете.

здесь речь идет только об услугах интернета. А как насчет телефонной связи междугородней, городской, международной? там тоже ценовку можно применить

Аватар пользователя Марина Бурковская

Нет, на услуги связи нужна лицензия, поэтому в любом случае проводится конкурс (кроме закупки до 100 мрп)

Контакты

Наш адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г.Усть-Каменогорск, пр.Абая,19 оф.15 (район 1-ой городской больницы; угол пр.Абая – ул.Михаэлиса, здание научно-технической библиотеки).

Тел. 8 (7232) 52-53-99

e-mail: k-urko@mail.ru

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей.