Как закупать Интернет?
Как закупать Интернет?
В последнее время камеральным контролем отменяются закупки интернета, объявленных способом запроса ценовых предложений.
Мотивируют такое решение тем, что «Согласно требованиям п.4 ст.37 Закона РК
"О государственных закупках" (далее- Закон) - Не допускается осуществление
государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.
Согласно разъяснения РГУ "Комитет государственного контроля в области связи, информатизации и средств массовой информации" - "Услуги доступа к сети Интернет следует относить к услугам связи, при этом, согласно п.1 ст.16-1 Закона РК "О связи" от 05 июля 2004 года №567, оператор связи с момента начала деятельности по оказанию услуг доступа к сети Интернет обязан направить уведомление в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа". Таким образом, согласно требованиям п.2 ст.13 Закона, - Заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с настоящим Законом. Однако, организатором, в нарушение вышеуказанных требований Закона, неверно выбран способ закупки, поскольку закупаемые услуги требует направления уведомления согласно Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК «О разрешениях и уведомлениях». Допущенные нарушения влияют на итоги данных закупок.»
Полагаю, что данное утверждение ошибочное по следующим основаниям:
Во-первых, в этом утверждении нет ссылки на нормативный акт, но есть ссылка на разъяснение уполномоченного органа в области связи о том, что "Услуги доступа к сети Интернет следует относить к услугам связи». Это разъяснение стало решающем в определении, что интернет – это услуга связи, а значит к поставщикам услуги интернет (провайдерам) необходимо предъявить квалификационные требования в соответствии с законом РК «О разрешениях и уведомлениях», а значит, такую закупку необходимо проводить способом конкурса.
Необходимо обратить внимание на то факт, что такой документ, как «Разъяснение уполномоченного органа» не относится к нормам права. В соответствии с Законом РК «О нормативных правовых актах», «разъяснения» не относятся к нормам права, так как не могут устанавливать правовые нормы, изменять, прекращать или приостанавливать их действие, а значит ссылаться на это разъяснение – неправомерно.
Кроме того, в самом разъяснении допущено грубейшее нарушение при цитировании нормы статьи – текст искажен. В законе «О связи» сказано «Оператор связи с момента начала деятельности по оказанию услуг связи обязан направить уведомление в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа», а в уведомлении камерального контроля написано «оператор связи с момента начала деятельности по оказанию услуг доступа к сети Интернет обязан направить уведомление в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа».
Такое вольное обращение с нормами права недопустимо. Аналогия в данном случае неприменима, так как в действующем законодательстве достаточно норм, на основании которых можно сделать законный вывод.
В законе «О связи», определено, что связь –это прием, сбор, обработка, накопление, передача (перевозка), доставка, распространение информации, почтовых и специальных отправлений, почтовых переводов денег. Интернет как источник не выполняет перечисленных функций, кроме распространения информации.
Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 21 установлены квалификационные требования для подтверждения соответствия заявителя на осуществление деятельности по предоставлению услуг связи. В этом перечне отсутствуют требования для провайдеров Интернет.
Согласно закона «О разрешениях и уведомлениях», услуги связи – это лицензируемый вид деятельности. Лицензия на предоставление услуг в области связи необходима для 1). Междугородной телефонной связи, 2) Международной телефонной связи, 3) Спутниковой подвижной связи и 4) Сотовой связи (с указанием наименования стандарта). Согласно этого же закона, уведомительный порядок распространяется на услуги связи, при этом на услугу по предоставлению доступа к интернет уведомительный порядок не требуется.
Интернет, как связь, косвенно рассматривается в пункте 16 статьи 2 закона «О связи»: оказание услуг связи - деятельность операторов связи, заключающаяся в предоставлении пользователям услуг связи, приведенных в общем классификаторе продукции видов экономической деятельности. В разделе «Связь» указан «Интернет», однако положения настоящего классификатора подлежат применению : а) в статистике для изучения продукции в ее функциональной взаимосвязи с видами экономической деятельности; б) для международных сопоставлений статистических данных по продукции; в) как основа для разработки национальной номенклатуры продукции (товаров и услуг); г) при проведении работ по сертификации и идентификации продукции; д) при разработке стандартов и нормативных документов по стандартизации.
Кроме того, если детально рассмотреть наименования, указанные в классификаторе, то очевидно, что упоминается Интернет только в связи с оказанием этой услуги лицензированным оператором связи, а не как самостоятельный вид связи:
- Предоставление доступа в Интернет от оператора кабельной инфраструктуры.
- Предоставление доступа в Интернет от оператора инфраструктуры беспроводных телекоммуникационных систем.
- Предоставление доступа в Интернет от оператора спутниковой инфраструктуры.
- Предоставление доступа к Интернету и телефонной связи в общественных зданиях
- Предоставление доступа к Интернету через сети установленные между клиентами и Интернет-провайдерами, независимыми и не находящимися под контролем других Интернет-провайдеров, таких как провайдеры, предоставляющие доступ по телефонной линии и т.д.
В действующем законодательстве Республики Казахстан Интернет, как объект права, рассматривается как товар (продается и покупается трафик), как техническое средство передачи информации по аналогии с иными средствами связи (для определения общего кода экономической деятельности (ОКЭД) при обработке статистических данных), и как средство массовой информации (для опубликования информации).
В законе «О средствах массовой информации» есть определение, что средство массовой информации – это периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы. Продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе.
Далее в этом законе регламентирована организация деятельности средств массовой информации. Так, в соответствии со статьей 5, «Основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера является свидетельство о постановке на учет теле-, радиоканала, периодического печатного издания, информационного агентства и (или) сетевого издания. Данные требования не распространяются на интернет-ресурсы.
Трафик для доступа в интернет покупается у провайдеров.
Провайдер интернета – это компания (организация), которая предоставляет всем желающим услугу доступа к интернету и другие связанные с этим услуги. Провайдеры бывают первичными, или магистральными – т.е. имеющими в собственности магистральные интернет-линии – а также вторичными, которые арендуют каналы связи у магистральных провайдеров.
Интернет – это глобальная коммуникационная сеть, охватывающая практически весь мир. Ее существование поддерживается магистральными каналами огромной пропускной мощности, проложенными, в том числе, и по дну океанов. Несколько первичных межконтинентальных провайдеров продают трафик национальным или региональным операторам, которые, в свою очередь, предлагают канал местным провайдерам, которые непосредственно обслуживают абонентов интернета.
Взаимоотношения провайдеров разного уровня регулируются международными и (или) национальными гражданско-правовыми договорами, к которым относятся договора по государственным закупкам Республики Казахстан. То есть, происходит купля-продажа трафика. Специального разрешения на покупку трафика Интернета, а затем на его продажу, либо порядок уведомления о такой купле-продаже - законодательством не предусмотрен.
Таким образом, законодательством установлено, что Интернет, как средство передачи, для лицензированных операторов связи, учитывается при определении экономической деятельности при обработке статистических данных, а как источник информации – относится к средствам массовой информации, при этом доступ к услуге Интернет, как ресурсу – носителю информации не требует специального разрешения и не носит уведомительного характера.
На мой взгляд, проблема с определением способа закупки возникла из-за неверно выбранного предмета закупки. Государственная закупка «услуги Интернет», по сути, является закупкой товара - трафика (можно привести аналогию с электроэнергией, которая также является товаром, а не услугой по предоставлению электроэнергии). При этом заказчик может закупать трафик без предоставления поставщиком дополнительного оборудования, а использовать ранее установленное оборудование, тем самым, значительно экономя государственные средства.
Вывод: закупку Интернет допускается проводить способом запроса ценовых предложений. Однако, как способ закупки – конкурс все же придется использовать при определении поставщика доступа к Интернет и вот по каким причинам:
В соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса либо аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках», утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 677, Интернет является закупкой первой необходимости, поэтому заказчики имеют возможность пролонгировать предыдущий договор на срок до подведения итогов конкурса (не более, чем на два месяца), при этом конкурс должен быть объявлен в первом месяце года. Если предыдущий поставщик письменно отказался от продления договора, то заказчик может в порядке пп.53 п.3 ст.39 закона «О государственных закупках», закупить Интернет из одного источника, при этом, также, должен объявить конкурс. Однако, даже при объявлении конкурса, заказчик не должен устанавливать квалификационные требования к потенциальным поставщикам, как к операторам связи.
Категория:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Наталья Орлова
Пт, 01/19/2018 - 09:21
Permalink
Не совсем понятно в конце,в
Не совсем понятно в конце,в выводе вы все равно говорите о конкурсе.Так нужен конкурс или нет?
Марина Бурковская
Сб, 01/20/2018 - 10:55
Permalink
В этой статье говорится о том
В этой статье говорится о том, что заказчик вправе выбирать способ - запрос ценовых предложений, однако, Конкурс нужен, если вы продлеваетет договор или закупаетет из одного источника как услугу ежедневной (еженедельной) потребности, при этом, квалификационные требования не устанавливаете.
Гульназ З
Ср, 01/31/2018 - 15:19
Permalink
здесь речь идет только об
здесь речь идет только об услугах интернета. А как насчет телефонной связи междугородней, городской, международной? там тоже ценовку можно применить
Марина Бурковская
Чт, 02/01/2018 - 13:27
Permalink
Нет, на услуги связи нужна
Нет, на услуги связи нужна лицензия, поэтому в любом случае проводится конкурс (кроме закупки до 100 мрп)