О государственном аудите и финансовом контроле
О государственном аудите и финансовом контроле
Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК.
Примечание ИЗПИ!
В Закон предусмотрены изменения Законом РК от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст.62
Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с государственным аудитом и финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) нарушения - деяния (действия или бездействие), противоречащие нормам законодательства Республики Казахстан, а также актам объектов государственного аудита, принятым для их реализации;
2) классификатор нарушений – документ, содержащий перечень видов нарушений, выявляемых в ходе государственного аудита, с указанием нарушенных норм права и соответствующих им видов ответственности, установленных законами Республики Казахстан, а также способов устранения данных нарушений;
3) субъекты квазигосударственного сектора – государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
4) недостатки – деяния (действия или бездействие), создающие условия для возможного допущения нарушений (риск возникновения нарушений);
5) финансовый контроль – деятельность, направленная на устранение выявленных в ходе государственного аудита нарушений;
6) государственный аудит – анализ, оценка и проверка эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства, объектов государственного аудита, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, основанные на системе управления рисками;
7) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее – объекты государственного аудита) – государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;
8) государственный аудитор – государственный служащий, осуществляющий государственный аудит и (или) финансовый контроль, имеющий сертификат государственного аудитора;
8-1) ассистент государственного аудитора – государственный служащий, обладающий профессиональными знаниями в области бухгалтерского учета и аудита, имеющий право участвовать в государственном аудите;
9) правила профессиональной этики государственных аудиторов (далее – правила профессиональной этики) – единый свод этических правил поведения государственных аудиторов, разрабатываемый и утверждаемый совместно Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту;
10) электронный государственный аудит – государственный аудит, осуществляемый дистанционно посредством применения информационных технологий.
Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле
1. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Действие законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле распространяется на объекты государственного аудита, расположенные на территории Республики Казахстан, а также действующие за ее пределами.
3. Государственный аудит и финансовый контроль в специальных государственных органах Республики Казахстан осуществляется в порядках, определяемых первыми руководителями данных органов по согласованию со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.
4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Государственный аудит
1. Целью государственного аудита является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.
2. В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на следующие виды:
1) внешний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны;
2) внутренний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности объектов государственного аудита, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.
3. Государственный аудит подразделяется на следующие типы:
1) аудит финансовой отчетности – оценка достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита;
2) аудит эффективности – оценка и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности;
3) аудит соответствия – оценка, проверка соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 4. Показатели государственного аудита
В зависимости от типа государственного аудита учитываются следующие показатели:
1) эффективность – соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов;
2) экономичность – минимизация стоимости ресурсов, выделенных для достижения оцениваемых результатов деятельности с сохранением соответствующего качества этих результатов;
3) продуктивность – получение максимально полезного результата для экономики или отдельной сферы управления с использованием выделенных ресурсов с учетом количества, качества и сроков;
4) результативность – степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности;
5) существенность – отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей;
6) перспективность – соответствие произведенных расходов целям и задачам, поставленным на обозначенный ожидаемый период.
1. Финансовый контроль осуществляется органами государственного аудита и финансового контроля в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, посредством обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, исполнения предписаний и привлечения к ответственности виновных лиц.
2. Мерами реагирования финансового контроля являются:
1) вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших;
2) возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
3) в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;
4) предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.
3. Службами внутреннего аудита осуществляются меры реагирования, предусмотренные подпунктом 3) пункта 2 настоящей статьи.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля
Основные принципы государственного аудита и финансового контроля:
1) независимость – недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного аудита и финансового контроля при проведении государственного аудита и финансового контроля;
2) объективность – проведение государственного аудита и финансового контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного аудита и финансового контроля, применение органами государственного аудита и финансового контроля объективного подхода и исключение конфликта интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля;
3) профессиональная компетентность – наличие у государственных аудиторов необходимого объема знаний и навыков, позволяющих обеспечивать проведение квалифицированного и качественного государственного аудита и финансового контроля, соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля, правил профессиональной этики, а также выполнение профессионального долга;
4) конфиденциальность – обязательство органов государственного аудита и финансового контроля по сохранности документов, получаемых или составляемых ими в ходе государственного аудита и финансового контроля, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
5) достоверность – подтверждение результатов государственного аудита аудиторскими доказательствами;
6) прозрачность – ясность изложения результатов государственного аудита и финансового контроля;
7) гласность – публикация в средствах массовой информации результатов государственного аудита и финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
8) взаимное признание результатов государственного аудита – признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита данных органов при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля.
Статья 7. Классификатор нарушений
1. В целях обеспечения единого подхода при классификации выявленных нарушений, а также формировании отчетности о результатах их устранения органы государственного аудита и финансового контроля применяют классификатор нарушений.
Классификатор нарушений разрабатывается и утверждается Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) по согласованию с уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.
2. Классификатор нарушений включает в себя следующие виды нарушений:
1) финансовые нарушения, повлекшие необоснованное использование бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;
2) нарушения процедурного характера, не повлекшие необоснованного использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства.
3. Выявленные по результатам государственного аудита и финансового контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету на основании предписания органов государственного аудита и финансового контроля и (или) решения суда.
Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля
1. Требования к государственному аудиту и финансовому контролю определяются стандартами государственного аудита и финансового контроля.
2. Стандарты государственного аудита и финансового контроля разделяются на:
1) общие стандарты государственного аудита и финансового контроля, которые разрабатываются на основе международных стандартов и содержат основополагающие требования к деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.
Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля разрабатываются Счетным комитетом и утверждаются Президентом Республики Казахстан;
2) процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля, содержащие процедурные требования к проведению (процедуре, механизму и методам) государственного аудита и финансового контроля и деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, которые разделяются на:
процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые совместно Счетным комитетом и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту;
процедурные стандарты внешнего государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые Счетным комитетом. Порядок разработки и утверждения процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля определяется Счетным комитетом;
процедурные стандарты внутреннего государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту по согласованию со Счетным комитетом.
3. Стандарты государственного аудита и финансового контроля обязательны к применению органами государственного аудита и финансового контроля, физическими и юридическими лицами, привлеченными к проведению государственного аудита.
4. Стандарты внутреннего аудита в Национальном Банке Республики Казахстан разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о Национальном Банке Республики Казахстан.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Статья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля
Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля в Республике Казахстан осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, Счетным комитетом и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.
Статья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроля
1. Систему органов государственного аудита и финансового контроля составляют:
1) Счетный комитет, являющийся высшим органом государственного аудита и финансового контроля;
2) ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии);
3) уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту;
4) службы внутреннего аудита центральных государственных органов, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
5) службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках предусмотренной штатной численности;
6) службы внутреннего аудита подведомственных территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках штатной численности.
1-1. Службы внутреннего аудита не создаются в Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, Счетном комитете.
2. Уполномоченными органами внешнего государственного аудита и финансового контроля являются Счетный комитет и ревизионные комиссии.
Уполномоченными органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля являются уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту и службы внутреннего аудита.
3. Службы внутреннего аудита не являются юридическими лицами.
4. Внутренний аудит в Национальном Банке Республики Казахстан, включая организацию деятельности службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о Национальном Банке Республики Казахстан.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 11. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Сноска. Статья 11 исключена в соответствии с Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 12. Компетенция Счетного комитета
1. Счетный комитет осуществляет аудит эффективности:
1) планирования и исполнения республиканского бюджета в соответствии с принципами бюджетной системы Республики Казахстан с подготовкой отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету Правительства Республики Казахстан;
2) деятельности объектов государственного аудита;
3) реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в части исполнения республиканского бюджета и использования активов государства, а по поручениям Президента Республики Казахстан также по иным направлениям;
4) реализации стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство;
5) влияния деятельности субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления;
6) формирования и управления государственным и гарантированным государством долгом, а также долгом по поручительствам государства;
7) использования связанных грантов, бюджетных инвестиций, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, и активов государства;
8) обоснованности планирования, реализуемости и эффективности осуществления государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора закупок товаров, работ, услуг;
9) ценообразования, включая оценку разницы между размером выделенных (затраченных) национальных финансовых ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг и рыночной стоимостью приобретенных товаров, работ, услуг;
10) управления активами субъектов квазигосударственного сектора;
11) налогового и таможенного администрирования;
12) договоров;
13) в сфере охраны окружающей среды;
14) в сфере информационных технологий.
2. Счетный комитет осуществляет аудит соответствия:
1) деятельности объектов государственного аудита по использованию средств республиканского бюджета и национальных ресурсов;
2) достоверности и правильности ведения объектами государственного аудита бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
3) выполнения государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора условий договоров;
4) полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет, взимания поступлений в бюджет, а также правильности возврата, зачета ошибочно (излишне) оплаченных сумм из республиканского бюджета;
5) исполнения государственного чрезвычайного бюджета;
6) использования средств республиканского бюджета, в том числе целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, поручительств и активов государства, а также финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств;
7) формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан;
8) использования активов Национального Банка Республики Казахстан только с согласия или по поручению Президента Республики Казахстан;
9) использования субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств республиканского бюджета на соответствие финансово-экономическому обоснованию.
3. Вводится в действие с 01.01.2020 в соответствии с п. 1 ст. 62 Закона РК от 12.11.2015 № 392-V.
4. Счетный комитет:
1) обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции;
2) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внешнего государственного аудита;
3) принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий нарушений и недостатков;
4) запрашивает и анализирует аудиторские отчеты органов государственного аудита и финансового контроля с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны и дает рекомендации по повышению качества государственного аудита;
5) осуществляет контроль результатов аудита, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности и настоящим Законом, по вопросам использования бюджетных средств, кредитов, связанных грантов, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;
6) проводит анализ и исследования, осуществляет методологическое руководство в сфере государственного аудита и финансового контроля, реализует программы обучения в области государственного аудита;
7) организует переподготовку и повышение квалификации работников органов государственного аудита и финансового контроля;
8) организует деятельность по подтверждению знаний кандидатов в государственные аудиторы, которые будут осуществлять внешний государственный аудит, в соответствии с правилами сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора;
9) разрабатывает и утверждает правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, включающие, в том числе, формы документов, принимаемых по итогам государственного аудита, логотипы Счетного комитета и ревизионных комиссий, используемые в соответствующих документах;
10) разрабатывает и утверждает правила проведения оценки документов Системы государственного планирования Республики Казахстан, стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство;
11) разрабатывает и утверждает типовую систему управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита;
12) разрабатывает и утверждает типовое положение о ревизионных комиссиях;
13) исключен Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
14) разрабатывает и вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан положение о Счетном комитете;
15) координирует систему управления рисками уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту, служб внутреннего аудита, входящих в систему органов государственного аудита и финансового контроля;
16) обеспечивает развитие, функционирование единой базы данных по государственному аудиту и финансовому контролю в целях обмена информацией с органами государственного контроля и надзора, иными государственными органами, объектами государственного аудита, а также проведения электронного государственного аудита и утверждает правила формирования и ведения единой базы данных государственного аудита и финансового контроля и пользования ее данными;
17) вносит рекомендации по совершенствованию бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, в том числе в области обеспечения национальной безопасности, разрабатывает и согласовывает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам государственного аудита и финансового контроля;
18) принимает правовые акты для координации работы уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, в том числе по взаимодействию с другими государственными органами или организациями;
19) размещает информацию о своей деятельности в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
20) оказывает методическую помощь ревизионным комиссиям;
21) представляет от имени ревизионных комиссий их интересы во взаимодействии с центральными государственными органами;
22) по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан вносит маслихатам областей, городов республиканского значения, столицы представление на назначение председателя ревизионной комиссии;
23) издает периодические сборники принятых им актов, бюллетени, журналы и другие издания;
24) осуществляет оценку деятельности органов государственного аудита и финансового контроля;
25) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 13. Компетенция ревизионной комиссии
1) планирования и исполнения местного бюджета в соответствии с принципами бюджетной системы Республики Казахстан с подготовкой отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа;
2) использования связанных грантов, бюджетных инвестиций, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, и активов государства;
3) влияния деятельности местного исполнительного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления;
4) реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в части исполнения соответствующего бюджета и использования активов государства, а по поручениям Президента Республики Казахстан также по иным направлениям;
5) обоснованности планирования, реализуемости и эффективности осуществления местным исполнительным органом и субъектами квазигосударственного сектора закупок товаров, работ, услуг;
6) ценообразования, включая оценку разницы между размером выделенных (затраченных) местных финансовых ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг и рыночной стоимостью приобретенных товаров, работ, услуг;
7) управления активами субъектов квазигосударственного сектора;
8) налогового администрирования;
9) договоров;
10) в сфере охраны окружающей среды;
11) в сфере информационных технологий;
12) деятельности объектов государственного аудита.
1) достоверности и правильности ведения объектами государственного аудита бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
2) выполнения местным исполнительным органом и субъектами квазигосударственного сектора условий договоров;
3) полноты и своевременности поступлений в местный бюджет, взимания поступлений в бюджет, а также правильности возврата, зачета ошибочно (излишне) оплаченных сумм из местного бюджета;
4) использования средств местного бюджета, в том числе выделенных из вышестоящего в нижестоящий бюджет в виде целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;
5) использования субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств местного бюджета на соответствие финансово-экономическому обоснованию.
3. Вводится в действие с 01.01.2020 в соответствии с п. 1 ст. 62 Закона РК от 12.11.2015 № 392-V.
4. Ревизионная комиссия в пределах соответствующей административно-территориальной единицы:
1) обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции;
2) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внешнего государственного аудита;
3) по итогам государственного аудита вносит предложения о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности лицам, их назначившим;
4) принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий нарушений и недостатков;
5) вносит в маслихат предложения по выявленным фактам несоблюдения должностными лицами нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также по результатам аудита эффективности;
6) размещает информацию о своей деятельности в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту
Уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту:
1) проводит ежегодный аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ, в том числе консолидированной финансовой отчетности, и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, на основе системы управления рисками;
2) осуществляет аудит соответствия:
расходов, связанных с корректировкой технико-экономического обоснования, финансово-экономического обоснования и сметной стоимости бюджетных инвестиций;
использования средств республиканского и местных бюджетов, кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе соблюдения условий получения займов субъектами квазигосударственного сектора, привлекаемых под поручительство и гарантии государства, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора по поручениям Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, депутатским запросам, а также по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета;
соблюдения условий и процедур передачи объектов для целей реализации государственно-частного партнерства, предоставления бюджетных кредитов, финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств, государственных гарантий и поручительств государства, а также их использования;
соблюдения условий и процедур предоставления, использования государственных займов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан;
соблюдения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, государственном имуществе, бухгалтерском учете и финансовой отчетности, аудиторской деятельности на основе системы управления рисками;
3) осуществляет камеральный контроль в порядке, определенном настоящим Законом и правилами проведения камерального контроля;
4) в целях координации деятельности служб внутреннего аудита, входящих в систему органов государственного аудита и финансового контроля:
обеспечивает предоставление службам внутреннего аудита методологической и консультационной помощи;
разрабатывает и утверждает типовое положение о службах внутреннего аудита;
проводит анализ отчетной информации служб внутреннего аудита по проведенному государственному аудиту и финансовому контролю;
проводит оценку эффективности деятельности служб внутреннего аудита;
направляет информацию в службы внутреннего аудита по рисковым объектам, рекомендованным системой управления рисками для проведения государственного аудита и финансового контроля;
представляет Правительству Республики Казахстан ежегодный отчет о деятельности служб внутреннего аудита;
осуществляет контроль за соблюдением службами внутреннего аудита стандартов государственного аудита и финансового контроля и правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля;
вносит руководителям государственных органов предложения о рассмотрении ответственности руководителей, государственных аудиторов служб внутреннего аудита;
5) организует деятельность по подтверждению знаний кандидатов в государственные аудиторы, которые будут осуществлять внутренний государственный аудит, в соответствии с правилами сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора;
6) организует деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных аудиторов, осуществляющих внутренний государственный аудит;
7) исключен Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
8) разрабатывает и утверждает по согласованию со Счетным комитетом правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля;
9) разрабатывает и утверждает правила проведения камерального контроля;
10) разрабатывает и утверждает типовую систему управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита;
11) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внутреннего государственного аудита;
11-1) разрабатывает и утверждает правила электронного внутреннего государственного аудита;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 15. Компетенция службы внутреннего аудита
Служба внутреннего аудита:
1) участвует в проведении аудита финансовой отчетности;
2) проводит аудит эффективности:
4) анализирует достижение целей и задач стратегического плана государственного органа и программ развития территорий во взаимосвязи с бюджетными расходами;
4-1) проводит проверку сохранности республиканских и коммунальных активов и имущества;
5) проводит аудит соответствия:
6) проводит аудит соответствия процедур проведения государственных закупок и исполнения условий договоров, в том числе по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг;
7) осуществляет проверку сохранности товарно-материальных запасов и иных активов в соответствующем государственном органе;
8) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внутреннего государственного аудита;
9) вносит руководителю государственного органа отчет о результатах внутреннего государственного аудита с рекомендациями по пресечению, недопущению нарушений при использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности внутренних процессов организации деятельности государственного органа;
10) направляет отчеты и информацию по проведенному государственному аудиту и принятым мерам в уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту;
11) осуществляет мониторинг выполнения годовых планов работы для руководителя центрального государственного органа или акима области, города республиканского значения, столицы;
12) ежегодно отчитывается перед руководителем центрального государственного органа или акимом области, города республиканского значения, столицы, а также – уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту о проделанной работе.
Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 16. Совет по государственному аудиту и рискам
В целях совершенствования деятельности государственного органа в рамках внутреннего государственного аудита создается консультативно-совещательный орган – Совет по государственному аудиту и рискам, возглавляемый первым руководителем государственного органа, акимом области, города республиканского значения, столицы.
Основные задачи, порядок организации деятельности Совета по государственному аудиту и рискам определяются в правилах проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля.
Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 3. ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА
Статья 17. Процедура проведения государственного аудита
1. Государственный аудит состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
1) формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, предусматривающего организацию государственного аудита на основании системы управления рисками, если иное не установлено настоящим Законом;
2) планирования отдельного государственного аудита и его проведения. При планировании отдельного государственного аудита учитываются результаты текущего контроля, проводимого в соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Республики Казахстан;
3) принятия решения и составления документов по результатам государственного аудита.
4. В рамках государственного аудита проводятся следующие проверки:
1) встречная проверка – проверка третьих лиц, которая проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного аудита в рамках проверяемого вопроса. В качестве третьих лиц могут быть физические и юридические лица, участвующие в формировании поступлений в бюджет и (или) использующие бюджетные средства, активы государства и субъектов квазигосударственного сектора, государственные и гарантированные государством займы, связанные гранты, займы, привлекаемые под поручительство государства, а также осуществляющие управление и использование государственного имущества;
2) совместная проверка – проверка, проводимая совместно с органами государственного аудита и финансового контроля и (или) государственными органами, в том числе с высшими органами государственного аудита других стран, в согласованные сроки, в рамках единой программы и группы государственного аудита, по результатам которой принимается единый итоговый документ;
3) параллельная проверка – проверка, проводимая с другими государственными органами, в том числе с высшими органами государственного аудита других стран, самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом результатами проверок.
Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 18. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий год
Система управления рисками основывается на единых принципах и подходах, устанавливаемых совместно Счетным комитетом и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.
Не допускается внесение изменений в перечни объектов государственного аудита на соответствующий год:
1) Счетного комитета, за исключением поручений Президента Республики Казахстан и инициативы Председателя Счетного комитета;
2) ревизионных комиссий, за исключением поручений Президента Республики Казахстан, запросов Счетного комитета, основанных на поручениях Администрации Президента Республики Казахстан, решений соответствующих маслихатов и инициативы председателя ревизионной комиссии.
Обязательному рассмотрению и учету при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год ревизионной комиссии подлежат поручения Президента Республики Казахстан, уполномоченных им лиц Администрации Президента Республики Казахстан, запросы Счетного комитета.
Обязательному рассмотрению и учету при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту подлежат поручения Президента Республики Казахстан, уполномоченных им лиц Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, депутатские запросы, запросы органов прокуратуры и уголовного преследования.
5. Внеплановый аудит уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту проводится:
1) по поручениям Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан;
2) по вопросам, связанным с корректировкой технико-экономического обоснования, финансово-экономического обоснования и сметной стоимости бюджетных инвестиций
3) по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками;
4) по обращениям физических и юридических лиц с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан.
В целях исключения дублирования проверок органы государственного аудита и финансового контроля обязаны согласовать между собой перечни объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к ним.
Не допускается проведение внепланового государственного аудита на объектах государственного аудита, включенных в утвержденный Счетным комитетом перечень объектов государственного аудита на соответствующий год, за исключением положений статьи 15 настоящего Закона и пункта 5 настоящей статьи.
Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Статья 19. Признание результатов государственного аудита
Статья 20. Аудиторские доказательства
Государственный аудитор при аудите субъектов квазигосударственного сектора вправе использовать, в том числе, информацию из отчета об исполнении планов развития, а также аудиторский отчет, аудиторское заключение по аудиту специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, составленные аудиторской организацией в соответствии с требованиями международных стандартов аудита и законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности.
Статья 21. Требования органов государственного аудита и финансового контроля
1) безвозмездно предоставить запрашиваемые сведения о составе и форматах данных ведомственных информационных систем, а также документацию и информацию, необходимую для формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и осуществления государственного аудита, подготовки отчетов об исполнении бюджета, в том числе для проведения исследований в сфере государственного аудита, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
2) предоставить необходимые материалы (доказательства): справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с формированием перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и его проведением без выхода на объект государственного аудита, в срок не более пяти рабочих дней, по вопросам, связанным с проведением государственного аудита на объекте государственного аудита, – в срок не более одного рабочего дня;
3) предоставить в соответствии с законодательством Республики Казахстан доступ к государственным и иным информационным системам, необходимым для проведения государственного аудита.
Статья 22. Документы, принимаемые по результатам государственного аудита
По результатам государственного аудита органами государственного аудита и финансового контроля принимаются следующие документы:
1) аудиторский отчет по финансовой отчетности – документ, составленный непосредственно проводившими государственный аудит государственными аудиторами, содержащий выраженное в письменной форме мнение о достоверности финансовой отчетности, а также соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан;
2) аудиторский отчет – документ, составленный непосредственно проводившими государственный аудит государственными аудиторами, содержащий результаты проведенного аудита эффективности и (или) аудита соответствия за определенный период времени;
3) аудиторское заключение – документ, составленный на основании аудиторских отчетов и (или) аудиторских отчетов по финансовой отчетности, содержащий выводы и рекомендации и утверждаемый постановлением Счетного комитета, ревизионной комиссии, приказом руководителя уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту в пределах их полномочий;
4) отчет о результатах внутреннего аудита – документ, составленный службой внутреннего аудита, содержащий рекомендации по улучшению внутренних процедур, правил, процессов в целях повышения эффективности работы, достижения прямых и конечных результатов деятельности объекта государственного аудита, представляемый первому руководителю центрального государственного органа или акиму области, города республиканского значения, столицы и уполномоченному органу по внутреннему государственному аудиту.
Ассистент государственного аудитора не подписывает документы по результатам государственного аудита (аудиторский отчет).
Сноска. Статья 22 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 23. Особенности аудиторского отчета по финансовой отчетности
1. По результатам аудита консолидированной или отдельной финансовой отчетности принимается:
1) положительный аудиторский отчет по финансовой отчетности – при отсутствии существенных ошибок;
2) аудиторский отчет по финансовой отчетности с оговоркой – при выявлении существенных ошибок.
Глава 4. ИНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Статья 27. Предварительная оценка
Сноска. Статья 27 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Счетный комитет и ревизионные комиссии в процессе исполнения бюджетов анализируют полноту и своевременность налоговых и неналоговых поступлений в доход соответствующего бюджета, фактическое расходование бюджетных средств в сравнении с утвержденными показателями закона (решения маслихата) о соответствующем бюджете, выявляют причины отклонения и связанные с ними нарушения, несовершенство законодательства Республики Казахстан, вносят предложения по их устранению.
1) соглашения о результатах по целевым трансфертам, отчеты о прямых и конечных результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов;
2) сводный план финансирования по обязательствам, сводный план поступлений и финансирования по платежам;
3) планы финансирования по обязательствам и платежам администраторов бюджетных программ;
4) индивидуальные планы финансирования по обязательствам и платежам государственных учреждений;
5) внесенные изменения в документы, указанные в подпунктах 1) – 4) настоящего пункта, с обоснованиями таких изменений;
6) все формы финансовой отчетности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
3. Результаты текущей оценки учитываются при формировании системы управления рисками.
3. Заключение включает в себя оценку:
1) исполнения основных параметров бюджета:
поступлений и расходов бюджета;
эффективности налогового и таможенного администрирования;
2) достижения государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, программах развития территорий, реализации государственных программ, в том числе за предыдущие периоды, и бюджетных программ;
3) использования бюджетных средств, в том числе целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, поручительств и активов государства, а также финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств;
4) использования субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств бюджета на соответствие финансово-экономическому обоснованию, эффективности бюджетных инвестиций, эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора;
5) достоверности и правильности ведения объектами государственного аудита учета и отчетности.
Статья 30. Камеральный контроль
3. Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.
4. Мерами реагирования камерального контроля являются:
1) направление обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
2) приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) в порядке, установленном статьей 32 настоящего Закона и другими законодательными актами Республики Казахстан;
3) возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Статья 31. Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля
Сноска. Статья 31 с изменениями, внесенными законами РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Действие настоящего пункта приостанавливается на период рассмотрения возражений к уведомлениям об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
Мера реагирования, предусмотренная настоящим пунктом, не применяется в случаях, когда нарушения невозможно устранить.
1) операций по выплате заработной платы, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
2) операций по уплате всех поступлений в бюджет, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений;
3) изъятия денег: по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований по взысканию алиментов; по исполнительным документам, предусматривающим изъятие денег для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, выплате вознаграждения по авторскому договору, обязательствам клиента по перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений; по погашению налоговой задолженности, а также по исполнительным документам о взыскании в доход государства;
4) оплаты банковских услуг по операциям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
Сноска. Статья 32 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 33. Анализ результатов государственного аудита и финансового контроля
Органы государственного аудита и финансового контроля систематически анализируют итоги проводимого государственного аудита и финансового контроля, обобщают и исследуют причины и последствия выявленных нарушений и недостатков в процессе исполнения бюджета, использования активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.
По итогам проведенного анализа органы государственного аудита и финансового контроля разрабатывают предложения по совершенствованию бюджетного законодательства Республики Казахстан и развитию финансовой системы Республики Казахстан и представляют их на рассмотрение соответствующим уполномоченным органам.
Статья 34. Международное сотрудничество
Счетный комитет, а также в пределах полномочий, представленных Правительством Республики Казахстан, уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту осуществляют взаимодействие с соответствующими органами других государств и их международными объединениями, заключают соглашения о сотрудничестве, участвуют в проведении совместных, параллельных проверок и экспертно-аналитических мероприятий, входят в состав указанных международных объединений.
Статья 35. Единая база данных по государственному аудиту и финансовому контролю
Порядок интеграции единой базы данных с информационными системами государственных органов определяется совместно Счетным комитетом и соответствующими государственными органами.
Органы государственного аудита и финансового контроля обязаны размещать в единой базе данных материалы государственного аудита и финансового контроля в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
Объекты государственного аудита обязаны предоставлять запрашиваемую информацию, необходимую для пополнения единой базы данных.
Единая база данных администрируется Счетным комитетом, который несет ответственность за ее эффективное функционирование, сохранность и безопасность размещенной в ней информации.
Объекты государственного аудита несут ответственность за достоверность и полноту предоставляемых данных для формирования единой базы данных.
Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1) при предъявлении служебного удостоверения и акта о назначении проверки с отметкой о регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам в рамках проведения государственного аудита получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения объекта государственного аудита с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
2) в соответствии с задачами и предметом государственного аудита для подготовки аудиторского отчета и (или) аудиторского отчета по финансовой отчетности запрашивать и получать в сроки, установленные настоящим Законом, необходимую документацию, информацию, в том числе на электронных носителях, по вопросам, входящим в их компетенцию, а также доступ к информационным системам, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе содержащую государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
3) запрашивать акты и документы, принятые по результатам государственного контроля и надзора, проведенного органами государственного контроля и надзора;
4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц объектов государственного аудита представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленным при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении государственного аудита, а также необходимых копий документов, засвидетельствованных в установленном порядке;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов государственного аудита документов и материалов, запрошенных при проведении государственного аудита;
6) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2. Должностные лица органов государственного аудита и финансового контроля обязаны:
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы объектов государственного аудита;
2) не препятствовать установленному режиму работы объекта государственного аудита;
3) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;
4) проводить государственный аудит и финансовый контроль в строгом соответствии со стандартами государственного аудита и финансового контроля;
5) соблюдать требования служебной и профессиональной этики;
6) не препятствовать руководителю (должностным лицам) объекта государственного аудита присутствовать при проведении государственного аудита и финансового контроля, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного аудита и финансового контроля;
7) обеспечивать сохранность документов и сведений, полученных в результате государственного аудита и финансового контроля, в том числе не разглашать сведения, относящиеся к государственным секретам, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
8) сообщать об условиях, способствующих конфликту интересов;
9) основывать результаты государственного аудита исключительно на информации и фактических данных, полученных и собранных в ходе государственного аудита;
10) нести иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Статья 36-1. Права и обязанности ассистента государственного аудитора
1. Ассистент государственного аудитора имеет право:
1) участвовать в проведении государственного аудита;
5) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2. Ассистент государственного аудитора обязан:
2) не препятствовать установленному режиму работы объекта государственного аудита;
4) соблюдать стандарты государственного аудита и финансового контроля;
5) соблюдать требования служебной этики;
8) сообщать об условиях, способствующих конфликту интересов;
10) нести иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Сноска. Глава 5 дополнена статьей 36-1 в соответствии с Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 37. Права и обязанности руководителя объекта государственного аудита
1. Руководитель объекта государственного аудита имеет право:
1) быть ознакомленным с целью, продолжительностью государственного аудита, его результатами, выводами и рекомендациями;
2) быть ознакомленным с принимаемыми мерами реагирования финансового контроля;
3) не допускать к проверке государственных аудиторов, не представивших акт о назначении проверки;
4) в случае несогласия с результатами государственного аудита в срок не более десяти рабочих дней со дня представления подписанного аудиторского отчета и (или) аудиторского отчета по финансовой отчетности, а в случае несогласия с нарушениями, указанными в уведомлении об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения), направлять соответствующему органу государственного аудита и финансового контроля возражения к ним;
4-1) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2. Руководитель объекта государственного аудита обязан:
1) обеспечивать государственных аудиторов рабочими местами;
2) обеспечивать своевременность, достоверность, объективность и полноту запрашиваемых органами государственного аудита и финансового контроля данных;
3) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения государственного аудита и финансового контроля, если иное не предусмотрено настоящим Законом либо иными законами Республики Казахстан;
4) не вмешиваться в действия государственных аудиторов и не препятствовать проведению государственного аудита и финансового контроля;
5) исполнять законные требования органов государственного аудита и финансового контроля;
6) своевременно предоставлять информацию об исполнении данных в аудиторском заключении рекомендаций и предписаний, направленных органами государственного аудита и финансового контроля, а также об исполнении уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
7) нести иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 37 с изменением, внесенным Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
1) являющимися близкими родственниками, свойственниками или доверенными лицами руководителя, ответственного секретаря, главного бухгалтера или иного лица, осуществлявшего их полномочия, учредителя, участника или акционера объекта государственного аудита;
2) работавшими в объекте государственного аудита либо являвшимися близкими родственниками, свойственниками или доверенными лицами руководителя, ответственного секретаря, главного бухгалтера или иного лица, осуществлявшего их полномочия, учредителя, участника или акционера объекта государственного аудита в проверяемый период;
3) из числа учредителей, участников или акционеров, должностных лиц объекта государственного аудита, имеющих в нем личные имущественные интересы.
Рабочим органом Национальной комиссии является Счетный комитет, который утверждает персональный состав комиссии в количестве не менее четырнадцати человек на основании представленных предложений.
Сноска. Статья 39 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 39-1. Квалификационные требования к должностям государственных аудиторов
Сноска. Глава 5 дополнена статьей 39-1 в соответствии с Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА
Статья 40. Состав Счетного комитета
Статья 41. Поступление на государственную службу в Счетный комитет
Статья 42. Гарантии независимости Счетного комитета и его должностных лиц
Статья 43. Взаимодействие Счетного комитета с Президентом Республики Казахстан
Статья 44. Взаимодействие Счетного комитета с Парламентом Республики Казахстан
Примечание РЦПИ!
Статья 45 вводится в действие с 01.01.2020 в соответствии с п. 1 ст. 62 Закона РК от 12.11.2015 № 392-V.
Статья 45. Взаимодействие Счетного комитета с Правительством Республики Казахстан
Формирование и организация деятельности координационного совета определяются положением о координационном совете органов государственного аудита и финансового контроля, утверждаемым Счетным комитетом.
Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВИЗИОННЫХ КОМИССИЙ
Статья 47. Состав и порядок формирования ревизионной комиссии
1. Состав руководства ревизионной комиссии представлен председателем и четырьмя членами.
Статья 48. Полномочия председателя ревизионной комиссии, членов ревизионной комиссии
1. Председатель ревизионной комиссии:
1) осуществляет общее руководство и несет предусмотренную законами Республики Казахстан ответственность за выполнение возложенных на ревизионную комиссию задач и функций;
2) утверждает перечни объектов государственного аудита на соответствующий год ревизионной комиссии;
3) организует работу членов ревизионной комиссии и аппарата ревизионной комиссии;
4) утверждает структуру аппарата и штатное расписание ревизионной комиссии в пределах утвержденной штатной численности и средств, предусмотренных в местном бюджете.
По решению председателя ревизионной комиссии области представление годового отчета об исполнении бюджета района (города областного значения) в соответствующий маслихат может быть возложено на одного из членов ревизионной комиссии области.
2. Члены ревизионной комиссии:
1) организуют и осуществляют аудиторскую, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность ревизионной комиссии;
2) несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
Статья 49. Организация деятельности ревизионных комиссий
1. Порядок работы ревизионной комиссии определяется настоящим Законом, положением и регламентом.
Положение о ревизионной комиссии утверждается соответствующим маслихатом на основании типового положения о ревизионных комиссиях.
Регламент ревизионной комиссии утверждается ревизионной комиссией.
Аппарат ревизионной комиссии состоит из должностных лиц, являющихся административными государственными служащими, возглавляется руководителем аппарата, назначаемым председателем ревизионной комиссии.
Статья 50. Гарантии независимости ревизионной комиссии и ее должностных лиц
Глава 9. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Статья 51. Взаимодействие ревизионной комиссии с маслихатами
1) в маслихат области, города республиканского значения, столицы до 20 мая текущего года;
2) в маслихат района (города областного значения), входящего в соответствующую область, до 20 апреля текущего года.
Статья 52. Взаимодействие ревизионной комиссии со Счетным комитетом
Глава 10. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ПО ВНУТРЕННЕМУ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ АУДИТУ
1) предоставляет результаты ранее проведенного государственного аудита по соответствующему объекту государственного аудита в случае их наличия, без повторного проведения государственного аудита;
2) в случае, если в результатах ранее проведенного государственного аудита поставленные в запросе вопросы не были отражены, данные вопросы учитываются в перечне объектов государственного аудита уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту на следующий год.
Глава 11. СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Статья 55. Организация деятельности служб внутреннего аудита
Службы внутреннего аудита образуются решением первого руководителя центрального государственного органа, акима области, города республиканского значения, столицы и действуют на основании настоящего Закона и положения о службах внутреннего аудита, утвержденного первым руководителем центрального государственного органа, акимом области, города республиканского значения, столицы.
Положение о службах внутреннего аудита разрабатывается на основании типового положения о службах внутреннего аудита.
Статья 56. Гарантии независимости службы внутреннего аудита
Служба внутреннего аудита независима в проведении внутреннего государственного аудита и подготовке отчетов о результатах внутреннего аудита.
Служба внутреннего аудита независима от других структурных подразделений, подчинена и подотчетна первому руководителю центрального государственного органа, акиму области, города республиканского значения, столицы.
Служба внутреннего аудита не может быть привлечена к работам, относящимся к компетенции других структурных подразделений центрального государственного органа, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, а также к подготовке или исполнению программ и проектов, не относящихся к ее полномочиям.
Статья 57. Система внутреннего контроля
1) контрольная среда – внутренняя (корпоративная) культура, организационная структура и внутренний свод политики и процедур, предопределяющих качество отчетности и эффективность деятельности государственного органа;
2) оценка рисков – процесс выявления, анализ и предупреждение рисков, которые влияют на достижение государственным органом своих целей. Оценка рисков является основой для создания контрольных процедур и планирования мероприятий по внутреннему государственному аудиту;
3) контрольные процедуры – сочетание процедур (техники) контроля, осуществляемых должностными лицами (структурными подразделениями) при выполнении своих функций;
4) информация и связь – своевременное и эффективное выявление данных, охватывающих все области деятельности государственного органа, их регистрация и обмен ими. Государственный орган принимает меры для защиты от несанкционированного доступа к информации;
5) мониторинг и оценка эффективности системы внутреннего контроля – определение вероятности возникновения ошибок, влияющих на достижение целей и достоверность отчетности государственного органа, выяснение существенности этих ошибок и определение способности системы внутреннего контроля обеспечить достижение поставленных целей и задач.
Сноска. Статья 57 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 58. Взаимодействие руководителя государственного органа со службой внутреннего аудита
Руководитель государственного органа осуществляет взаимодействие со службой внутреннего аудита через:
1) утверждение годового и квартальных планов работы и планов по обучению службы внутреннего аудита;
2) рассмотрение и принятие решения о реализации рекомендаций совета по государственному аудиту и рискам;
3) рассмотрение годового отчета по итогам внутреннего государственного аудита.
Право подписи оформляется соответствующим приказом первого руководителя (акима).
Сноска. Статья 58 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Закон дополнен главой 11-1 в соответствии с Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Статья 58-1. Апелляционная комиссия
Статья 58-2. Порядок и сроки подачи возражения
1. Возражение объекта государственного аудита подается в апелляционную комиссию:
2. Датой подачи возражения в апелляционную комиссию в зависимости от способа подачи является:
2) по почте – дата отметки о приеме почтовой или иной организации связи;
3. Форма и содержание возражения определяются:
Статья 58-3. Отказ в рассмотрении возражения
Статья 58-4. Порядок и сроки рассмотрения возражения
1. Возражение рассматривается апелляционной комиссией:
2. Возражение рассматривается в пределах оспариваемых объектом государственного аудита вопросов.
Статья 58-5. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения возражения
1) о полном или частичном удовлетворении возражения;
2) об отказе в удовлетворении возражения с обоснованием принятия такого решения.
Рекомендация апелляционной комиссии выносится в письменной форме.
Статья 58-6. Апелляционное урегулирование споров
Глава 12. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
3. Исключен Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Сноска. Статья 60 в редакции Закона РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Сноска. Глава 12 дополнена статьей 60-1 в соответствии с Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключена Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Статья 60-2. Форма и содержание жалобы
Сноска. Глава 12 дополнена статьей 60-2 в соответствии с Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключена Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Статья 60-3. Отказ в рассмотрении жалобы
Сноска. Глава 12 дополнена статьей 60-3 в соответствии с Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключена Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Сноска. Глава 12 дополнена статьей 60-4 в соответствии с Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключена Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Статья 60-5. Вынесение решения по результатам рассмотрения жалобы
Сноска. Глава 12 дополнена статьей 60-5 в соответствии с Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключена Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Статья 60-6. Приостановление и (или) продление срока рассмотрения жалобы
Сноска. Глава 12 дополнена статьей 60-6 в соответствии с Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключена Законом РК от 26.12.2018 № 202-VІ (вводится в действие с 01.01.2019).
Статья 61. Переходные положения
Административные государственные служащие, являющиеся государственными аудиторами, обязаны пройти соответствующую сертификацию в срок до 1 января 2017 года в порядке, определенном статьей 39 настоящего Закона.
Статья 62. Порядок введения в действие настоящего Закона
1) подпункта 8) статьи 1, статьи 27, которые вводятся в действие с 1 января 2017 года;
"8) государственный аудитор – административный государственный служащий, осуществляющий государственный аудит и (или) финансовый контроль;".
Сноска. Статья 62 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.01.2018 № 135-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
|
|
Президент |
Н. НАЗАРБАЕВ |
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан